8. МИТЬКОВСКИЕ ПЛЯСКИ
Митьковские пляски бесконечно далеки от поверхностного фольклорного стиля, лубочных псевдопатриархальных стилизаций «а ля рюс», это единственное конкретное замечание, которое можно сделать, а просто на разные лады восхвалять красоту, богатство форм, удаль и силу, затейливость, ловкость, динамичность и изящество митьковской пляски — это все лирика, художественная двусмысленность и описание природы. Всякий, кто видел митьковскую пляску, в этих восхвалениях не нуждается.
Перейду непосредственно к практической части руководства, звучащей для всякого митька как волшебная музыка.
(Большую пользу в работе по описанию движений митьковской пляски оказала работа Н. Суханова «Русские пляски»*.)
* Пользуюсь случаем, чтобы ответить на два распространенных вопроса.
Первый: Откуда взялись митьковские пляски?
Естественно, из русских плясок, которые, в свою очередь, восходят к чему-то более древнему. Изначально же все танцы были сакральными, то есть имели внечеловеческую модель. Любой танец не выдуман танцором в ходе удачной импровизации, а создан в мифическое правремя богом, героем или тотемным животным. Например, презираемые Волошиным римляне исполняли пляску салиев, учрежденную богом Марсом; спартанцы танцевали пирриху, данную им Афиной.
Магико-сакральный смысл в древнем традиционном обществе имела, впрочем, не только пляска, а и любая человеческая деятельность. Много, но блистательно пишет об этом Мирча Элиаде: -Модель хореографических ритмов находится вне мирской жизни человека... танец всегда имитирует архетипический жест или знаменует мифический момент. Одним словом, это — повторение, реактуализация «времени оного»... предмет или действие становятся реальными лишь в той мере, в какой они повторяют архетип. Таким образом, реальность достигается исключительно путем повторения, все, что не имеет образцовой модели — лишено смысла, ему недостает реальности».
Исходя из этого, танцы колбасеров под рэп (как и многие образцы современного искусства) либо лишены смысла, либо какой-то герой или бог все же их этому научил. Может, сам сатана?
Второй вопрос: Под какую музыку танцуют митьковские пляски?
Естественно, под ту же, что и русские пляски. Кстати, недавно я получил от региональной организации митьков такой вопрос: «Мы очень любим группу Веаtles. Можно ли под музыку этого ансамбля исполнять митьковские пляски?»
Ну конечно можно. То есть, в том смысле, что в известном семинаристском анекдоте: подходят семинаристы к наставнику и спрашивают: Батюшка, а можно курить, когда молишься?
— Да вы что! Конечно, нет!
В другой раз подступают семинаристы и спрашивают так: Батюшка, а можно молиться, когда куришь?
— Ну конечно можно. Молиться всегда можно.
Так что отчего же не сплясать под хорошую музыку. Я нередко, слушая Вагнера, Тома Уэйтса или АртаТэйтума, пускаюсь в пляс. Другое дело, что митьки, изготовившись плясать, конечно, не предложат музыкантам сыграть что-нибудь из Рихарда Вагнера или Тома Уэйтса — на то есть специальная плясовая музыка.
Есть, конечно, море музыки под которую не то что плясать, но и слушать нельзя. Об этом подробнее в руководстве «Митьковская музыка», пока же приведу отрывок из трактата -Люйши Чуньцю»: «Когда барабаны и литавры гремят, как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям — ци сердца приходит в смятение, в ушах и глазах сумятица, все естество в потрясении.
Такого рода музыка не может радовать. Ибо чем более опьяняюща музыка, тем в большее раздражение впадает народ, тем большие смуты в государстве, тем больше унижает себя властитель... Если желать опьянения, то такая музыка и впрямь опьянит. Однако если взглянуть на это глазами владеющего дао, то это путь к утрате истинной музыки. Когда же истинная музыка утрачена, прочая музыка не принесет радости. Жизнь под такую музыку уподобляется льду под палящим солнцем — она самое себя истаивает. А проистекает это из незнания истинной природы музыки и, вследствие этого, пристрастия к музыке пьянящей...Это любят лишь в странах, охваченных смутой, этому радуются лишь те, в ком слабо дэ. Когда появляется порочная и легкомысленная музыка, тогда чувства людей направляются на порок и разврат. Посему благородный обращается к дао, дабы совершенствовать дэ. Истинное дэ порождает истинную музыку. Гармоничная музыка помогает установить согласие. И когда музыка становится гармоничной, народ обращается к дао земли».