Минфин настаивает на применении формы N 1-Т
Некая аптечная сеть закупила у поставщика медикаменты и лекарственные средства на условиях самовывоза, и для транспортировки приобретенных товаров со склада до пунктов продаж заключила договор со сторонней организацией. Но вот беда: у аптеки в качестве подтверждения указанных затрат есть счет-фактура, акт выполненных работ, платежное поручение, но отсутствует товарно-транспортная накладная.
Минфин категорически отказался при таких обстоятельствах соглашаться с возможностью учесть транспортные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письмо от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/1/333). Напомнив, что согласно Главе 25 НК РФ Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, а также что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, он, невзирая на самоличное упоминание косвенно подтверждающих затраты документов, заявил, что перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т, ведь об этом записано в Инструкции от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (которая, заметим, в этом году отметит двадцатипятилетний юбилей, а из её соутвердителей не сохранился до сегодняшних дней ни один).
Таким образом, Минфин в письме ясно дал понять, что, пока существует эта инструкция, он не представляет себе учет затрат организации-налогоплательщика на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, без наличия пресловутой товарно-транспортной накладной формы N 1-Т. Документы, косвенно подтверждающие транспортные расходы, оставлены «без комментариев»...
Налоговые органы требуют наличия ТТН для подтверждения расходов на транспортировку товарно-материальных ценностей транспортной компанией, а иногда и для подтверждения самого факта транспортировки. Согласно постановлению Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) используется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Согласно указаниям по применению и заполнению форм, ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на любую поездку автомобиля (с обязательным заполнением всех реквизитов). Таким образом, исходя из особенностей применения и составления ТТН следует, что ТТН формируется продавцом в случаях, когда перевозка груза осуществляется транспортной компанией.
Если доставка приобретенных товарно-материальных ценностей осуществлена силами и за счет продавца, у компании не возникает транспортных расходов на доставку и налоговый орган не вправе требовать от нее наличия ТТН. Кстати, данная позиция косвенно подтверждается судебной практикой (постановление Тринадцатого апелляционного суда от 3 октября 2007 г. № А56-10799/2007).